Как развивать память у ребенка

Тренируем память. Как помочь ребенку лучше и больше запоминать?

Как развивать память у ребенка

Ирина Балманжи

В школе ребенку приходится иметь дело с огромным количеством информации. Схемы, формулы, теоремы, правила, исторические даты и события… Чтобы удержать все это в голове, нужна превосходная память. К счастью, ее можно натренировать! Вот несколько отличных способов.

Игры и упражнения на запоминание последовательностей

В 2009 году специалист по возрастной психологии Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали школьники с дефицитом рабочей памяти.

По 35 минут в день они занимались с обучающей компьютерной программой. Им надо было прослушать, а потом повторить серию букв и цифр, запомнить последовательность ряда огней, наблюдать за огоньками на сетке, а затем воспроизвести их после поворота сетки на 90 градусов.

Эксперимент шел шесть недель, задачи постепенно усложнялись. У большинства детей трудности с запоминанием исчезли, причем эффект занятий сохранялся и спустя полгода. Показатели IQ у детей не изменились, но обучаемость повысилась.

Попробуйте повторить этот эксперимент дома! Познакомьте ребенка с играми, где нужно запоминать порядок событий, например «Я пошел на рынок и купил»: участники по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие позиции. Много игр и упражнений на запоминание последовательностей можно найти в интернете.

Чтение книг

Можно читать для удовольствия или изучать научную литературу. В любом случае чтение — отличный способ развить рабочую память. Выбирайте сложные тексты, чтобы добиться максимального результата.

Как подружиться с головой

Источник

Стрелялки от первого лица

По данным многих исследований, компьютерные игры, например Call of Duty, улучшают рабочую память.

Участник должен удерживать в сознании карту расположения соперников, а также их стиль игры, оружие, опасности и награды, например противопехотные мины и пакеты помощи.

Для этого нужны оперативная обработка сенсорной информации и быстрота действий, а азарт стимулирует участников продолжать игру.

Игры на концентрацию

Набор парных карт раскладывается на столе лицом вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если рисунок совпадает, игрок забирает карты себе. Если нет — карты снова закрывают, ход переходит к другому участнику. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

Стихи и песни

Заучивание песен и стихов — отличный фитнес для мозга. Еще лучше, если тексты будут на иностранном языке.

Пусть ваш ребенок учит хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю. Это поможет ему натренировать память.

Мнемотехники

Существует огромное количество приемов, позволяющих лучше запоминать информацию. Вот лишь несколько из них.

1. Ассоциации. Этот метод весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче.

Например, готовясь к уроку биологии, ребенок может представить, что плазма — это река, по которой плывут разные типы судов — кровяных клеток.

В таком случае лейкоциты — полицейские катера, эритроциты — грузовые корабли, а тромбоциты — аварийно-ремонтные суда

2. Мнемонические фразы. Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают предложение. Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.

4. Истории. Этот метод особенно эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Пусть ребенок попробует составить из набора слов, которые нужно запомнить, некую историю. Чем она абсурднее, тем лучше!

Создание перекрестных связей

Лучший способ зафиксировать что-то в долговременной памяти — бомбардировать разные органы чувств информацией, чтобы в мозге сформировалось много перекрестных связей.

Например, чтение вслух вовлекает слух и зрение. Информация лучше запоминается, когда опыт представлен в виде аудиовизуальной пары, как в жизни. А чтение про себя, за партой, — менее естественный способ получения сенсорных данных.

Чтобы ребенок лучше запомнил материал, помогите ему соотнести информацию с запахами, красками, звуками и оттенками вкуса.

К примеру, если вы хотите подключить зрительную память, рисуйте схемы, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, можно представить текстуру объектов, которые необходимо запомнить.

Осмысление

Общеизвестно, что заучивать, а потом повторять, как попугай, — совершенно не эффективный способ. Чтобы надолго сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь, а не просто зазубривать материал.

Приучите ребенка делать упор на осмысление материала, вникать в суть, рассматривать каждую тему в контексте целого, искать логику и закономерности изучаемого предмета.

Работа в группе

Если ребенок не очень хорошо понял или запомнил какую-то тему, пусть попробует объяснить ее другим людям — одноклассникам, друзьям или членам семьи. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и позволяет отрепетировать устный ответ. К тому же активная совместная работа развивает творческие способности.

Повторение

Чем больше раз ребенок повторит информацию, тем надежнее она закрепится в долговременной памяти.

Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.

Источник

А что делать, если у ребенка есть всего неделя на подготовку к контрольной или экзамену? Повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).

Сон

Студенты давно знают: учить материал к экзамену лучше перед сном. Доктор Йожеф Чичвари и его коллеги из отдела анатомической нейрофармакологии Совета медицинских исследований Оксфордского университета выяснили, что это не слухи.

Сон необходим для хранения новой информации и обработки ее в памяти. Если ребенок получает ее прямо перед тем, как лечь в кровать, она активизируется в мозге во время сна.

Ученые наблюдали за активностью пар нейронов в гиппокампе крыс, когда те исследовали новую среду и спали. Оказалось, нейроны, которые чаще всего были активны во время исследований, с такой же частотой активировались во время сна, то есть процесс обработки информации продолжался.

По материалам книг «Как подружиться с головой», «Как научить ребенка учиться», «Одна привычка в неделю»

Обложка поста отсюда

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/08/22/treniruem-pamyat-kak-pomoch-rebenku-luchshe-i-bolshe-zapominat/

Методики развития памяти у детей разного возраста

Как развивать память у ребенка

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте.

Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно.

Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст.

Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию.

Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода.

Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее.

Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят.

Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной.

Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия.

Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей.

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Заключение

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий.

Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей.

Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Методики развития памяти у детей разного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej

Как тренировать память у ребёнка? Упражнения и техники запоминания

Как развивать память у ребенка

В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.

Найдите игры и упражнения на последовательность

10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе.

Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись.

За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.

Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.

Учите с ребёнком стихи и песни

Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим.

Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить.

На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.

Научите ребёнка мнемотехникам

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы.

Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик.

А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание.

Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет.

Получилось? Молодцы.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Создавайте перекрёстные связи

Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее.

Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате.

Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.

Научите школьника осмыслять информацию

Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст.

Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы.

Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.

Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном -канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться

Повторение — мать учения

Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца.

А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).

Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/kak-trenirovat-pamyat-u-rebyonka-uprazhneniya-i-tehniki-zapominaniya

Как развить память у ребенка любого возраста – 3 лучших метода

Как развивать память у ребенка

Ритм жизни сегодня, качественно отличается от того, который был 20 лет назад. Дети принимают и перерабатывают такие объемы информации, которые не каждый современный взрослый сможет вместить в своей памяти.

Мир развивается очень быстро, каждый день совершенствуются технологии, и чтобы успеть за прогрессом, необходимо внедрять в жизнь ребенка игры на тренировку памяти, заниматься с ним каждый день и помогать личности успешно справляться с поставленными целями и задачами.

Зачем ребенку развивать память?

Развитие и тренировка памяти в детском возрасте особенно необходима.

В школьном и дошкольном периоде ребенок набирает багаж памяти и знаний на всю дальнейшую жизнь, и то, насколько он будет обширен и богат, полностью определяет его дальнейшее развитие в социуме и во взрослой жизни.

К сожалению, программа школьного и дошкольного образования построена таким образом, что у преподавателей и воспитателей просто нет времени развивать память детей, у них есть лишь цель дать достаточный объем информации.

Ребенок либо впитывает информацию как губка, либо она проходит мимо. Поэтому родительский вклад в развитие памяти детей так важен. На сегодняшний день существуют специально разработанные методики ежедневных тренировок, которые проводятся в игровой форме.

Детям очень интересно играть с родителями, и они даже не догадываются, что проходят нужный и сложный процесс.

А на вопрос, как развить память у ребенка, и зачем это нужно, ответ один: развивать память нужно для того, чтобы ребенок усвоил больше полезной информации, которая послужит крепким фундаментом во взрослой жизни.

Особенности развития памяти

Развитие памяти у детей различного возраста проходит по-разному. Память вообще очень интересная вещь, она развивается стремительно и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Самый главный фактор – это возраст ребенка. На каждом этапе ребенок развивается разными способами, а память формируется скачкообразно.

Особенности развития памяти можно условно разделить на 4 периода:

  • младший дошкольный возраст до 2 лет;
  • старший дошкольный возраст от 2 до 6 лет;
  • младший школьный возраст от 6 до 12 лет;
  • старший школьный возраст после 12 лет.

Вопрос, какая у детей лучше развита память, не совсем корректен. Каждый ребенок индивидуален и склад его ума индивидуален тоже. Невозможно точно сказать, какая память должна быть развита лучше.

Все зависит от темперамента ребенка, его умственных и физических способностей и от строения нервной системы.

Каждому возрасту соответствует развитие определенного вида памяти, необходимой в этот момент жизни.

Память, в зависимости от возраста малыша, подразделяется на:

  1. Моторную. Ей обладают дети от рождения и до 12 месяцев. Моторная память основана на условных рефлексах – сидеть, держать, ползать, ощущать, узнавать предметы. Эта память существует на уровне рефлексов и все внешние действия она разделяет на положительные и отрицательные. Таким образом, ребенок познает мир.
  2. Образную память. Она присоединяется к моторной с 1 года и развивается до 2 лет. Образная память помогает малышу запоминать лица близких людей, любимые игрушки, предметы, голоса и учит ребенка ориентироваться в пространстве.
  3. Словесно-логическую память. Она начинает развиваться к 3 годам, когда поток информации увеличивается и появляется логическое мышление.
  4. Механическую память. Она появляется в возрасте от 4 до 5 лет. В этот период идет активное запоминание больших объемов информации. Ребенок впитывает все, но не всегда может применить свои знания.
  5. Произвольную память. Этот вид памяти развивается с 5 до 6 лет. Это период рассказов и пересказов. Ребенок уже может перерабатывать большие объемы информации и вычленять из нее главное. Он может подробно рассказать услышанный рассказ или вспомнить заученный стишок.
  6. Осознанное запоминание информации. Происходит в период с 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает зачем ему нужна та или иная информации и правильно ее применяет.

Нарушения развития памяти у детей

Нарушение памяти – это неспособность запоминать информацию, из-за патологического состояния. Это одно из самых распространенных расстройств, которое очень сильно влияет на уровень жизни. Лечит нарушение развития памяти врач-нейропсихолог. На память напрямую влияют следующие части коры головного мозга: лимбическая система и мозжечок.

Также на процесс запоминания влияет такая важна структура, как гиппокамп. В гиппокампе содержатся нейроны, связь между которыми обеспечивают нейромедиаторы. Когда нейромедиаторы находятся в дефиците, ребенок начинает страдать из-за провалов в памяти и невозможности запоминать информацию. Чтобы установить причину расстройства, необходимо провести нейродиагностику головного мозга.

Как развить память и внимание у ребенка?

Запоминание большого или малого объема информации приводит к образованию в нервных клетках мозга межнейронных связей, которые разорвать в последствии не так просто.

Процесс внимания и успешного мыслительного процесса обуславливается возможностью достать необходимые сведения из мозговых структур.

Нарабатывается эта способность с помощью определенных тренировок, доступных ребенку в его возрастной категории.

Методики развития памяти у детей состоят из определенной последовательности действий, которые включают следующие этапы:

  • запоминание полученной информации.
  • хранение в памяти нужных сведений;
  • проговаривание требуемой информации, которая была сохранена в памяти.

Важно понимать, какая память лучше развита у вашего ребенка и помогать развивать ее и все другие виды одновременно, делая акцент на главной.

На каждый вид памяти существует специальный набор техник и упражнений для развития. Есть комплексные методики для понимания как развить вид памяти у ребенка.

И комплексная терапия самая правильная, потому что, уделяя внимание и время только одному виду памяти, вам не удастся развить малыша целостно.

Существуют 3 известные методики развития внимания и памяти:

  1. Методика Домана. Суть ее в том, что малыши и подростки развивают физическое тело и интеллект одновременно. В методике Домана собрано большое количество разносторонних упражнений и методов, которые необходимо выполнять систематически – только так получится добиться успеха. Занятия проводятся в форме игры, поэтому будут полезны даже малышам.
  2. Метод Шичида. Комплекс занятий в этом методе направлен на раскрытие творческого потенциала ребенка и активное запоминание информации. Метод включает в себя занятия для разного возраста, начиная с грудничков и заканчивая школьниками. Как развить память у ребенка – заниматься с ним систематически и выполнять все задания.
  3. Методика эйдетики. Метод уникален, потому что здесь в развитии памяти участвуют все 5 органов чувств: тактильные ощущения, зрение, обоняние, осязание и слух. Методика помогает из любого, даже самого слабого ученика, вырастить неординарную личность, которая будет прекрасно читать, разговаривать и запоминать большие объемы информации. Ассоциативная составляющая методики, позволяет ребенку доставать из мозговых структур любые объемы информации.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит в процессе игры. Ребенок запоминает только те действия, которые отзываются в нем яркими впечатлениями. Дети младшего дошкольного возраста развивают память с помощью взрослого, который участвует в игре, направляет малыша и организовывает результативную мыслительную деятельность. Игры должны строиться так, чтобы дети были заинтересованы.

Во время игры педагог или родитель использует такие приемы, как:

  1. Наглядный материал. Детям легче запоминать слова/предметы/определения, если они видят образы. Отличным материалом могут служить рисунки, карточки, плакаты и фотографии.
  2. Самостоятельность. Дети должны понимать, что они важные участники процесса и чувствовать свои достижения.
  3. Мотивация. В игре должны быть заинтересованы все, чтобы присутствовал дух соревнования.
  4. Повторение новой информации. В конце занятия обязательно необходимо повторить весь пройденный материал.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти в дошкольном возрасте уже достигает автоматического уровня. Детям легко усваивать новую информацию, ведь в период с 3 до 6 лет ребенок активно впитывает новые знания и учится излагать свои мысли.

В этом возрасте можно начать изучение иностранных языков. Ребенку будет полезно и интересно окунуться в эту среду.

Если к 5-6 годам ребенок активно запоминает рассказы и стихи и может их пересказывать, значит он готов к школе.

Как развить память у ребенка старшего дошкольного возраста:

  1. Заниматься пересказами. Ребенок слушает, как читает сказку взрослый, а после родитель просит ребенка пересказать рассказ.
  2. Учить стихи. Родитель должен объяснить маленькому человечку как правильно запоминать стихи. Чтобы малыш научился быстро запоминать предложение, нужно предложить ему рисовать в голове картинки и после по ним рассказывать стих.
  3. Внедрять игры на развитие памяти. Это могут быть карточки или специальные развивающие игры, суть которых в том, что ребенок должен запоминать что изображено на нескольких картинках. После карточки переворачиваются и ребенку предлагается отыскать ту или иную картинку.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти у младших школьников наравне с эмоциональным и психологическим развитием происходит в основном в стенах учебного заведения.

В этом возрасте дети механически запоминают всю полученную информацию, не имея четкого понятия, зачем она им нужна.

Развивается словесно-логическая память, с помощью которой дети выстраивают логические связи и начинают понимать, для чего им необходимы полученные знания.

Чтобы развить память у ребенка младшего школьного возраста, необходимы:

  1. Группировка информации. Вся информация должна быть структурирована, чтобы ребенок четко понимал где начало текста, где главный смысл и где конец.
  2. Развитие ассоциативного мышления. Каждое новое понятие можно ассоциировать с известными ребенку вещами, например, цифра 8 напоминает снеговика.
  3. Приведение аналогий. Для лучшего запоминания, ребенок должен находить в информации сходства с подобной, знакомой ему ранее.

Развитие памяти у детей старшего школьного возраста

Развитие памяти у школьников старшего школьного возраста происходит быстрее. К этому возрасту ребенок уже умеет применять разные механизмы запоминания. Теперь детям особенно важно иметь режим дня и распределять свои умственные и физические силы правильно и целесообразно. Когда подросток достигает полового созревания, его возможности запоминать большие объемы информации резко снижается.

Чтобы помочь ребенку поддерживать и развивать свою память необходимы:

  • полноценный отдых;
  • правильное питание;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • отсутствие вредных привычек;
  • занятия спортом.

Игры для тренировки мозга и памяти

Игры для развития памяти и внимания помогают ребенку отвлечься от забот и дать передышку мозгу:

  1. Пятнашки. Игра представлена в виде квадратной доски в которой расположены 16 квадратных секций, 15 из которых заполнены костяшками с цифрами, одна секция всегда свободна. Цифры располагаются в поле игры хаотично. Ребенок должен собрать все цифры по порядку передвигая по одной в пустое поле. Игра активно развивает логическое мышление и память.
  2. Числовой охват. Суть игры в том, что ребенку дается время на запоминание, написанного на экране или листе бумаги, числа. После, число исчезает, и игрок должен его воспроизвести. Начинается игра с двузначных чисел и с каждым раундом количество цифр увеличивается.

Развитие зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти – процесс весьма увлекательный и интересный, для этого нужно:

  1. Запоминать внешность людей и представлять их образы у себя в голове, периодически вспоминая того или иного персонажа. Можно попробовать составить фоторобот.
  2. Рассматривать картинки, на которых необходимо найти отличия. Такие способы тренировки зрительной памяти хорошо ее развивают и помогают концентрировать внимание на деталях.
  3. Рисование по памяти. Нужно посмотреть на объект, который хочется перенести на бумагу, несколько минут, а после не глядя, нарисовать его.

Развитие слуховой памяти

Тренировка памяти у детей проводится с помощью нескольких легких упражнений:

  1. Тренировка на запоминание последовательности чисел. Необходимо попросить кого-либо произнести последовательно четыре цифры. Ребенок должен повторить все цифры в обратном порядке. Если такое задание не составляет труда, то количество цифр увеличивают.
  2. Прослушивание аудиокниг отлично развивает слуховую память. Помимо этого, ребенок учится анализировать текст и структурировать информацию.
  3. Проговаривание скороговорок различной длины. Скороговорки отлично тренируют не только слуховую память, но и артикуляционный аппарат.
Мелкая моторика – для чего как ее развивать у детей? Мелкая моторика – навык, необходимый каждому человеку, как для выполнения повседневных задач, так и для профессиональной деятельности. Важно развивать ее, начиная с самого раннего детства. Для этого существуют специальные игры, массаж и упражнения. Как научить ребенка говорить – 4 лучших метода О том, как научить ребенка говорить, родители начинают задумываться, когда в семье рождается малыш. В современном мире существует масса методик по формированию связной речи, но есть самые эффективные.
Сенсорное развитие детей раннего возраста – это тренировка органов чувств. Малыши с рождения должны полноценно познавать мир и тонко реагировать на раздражители внешнего мира. Для того чтобы кроха правильно развивался, родители тренируют его способности. Во сколько дети начинают говорить, и можно ли ускорить этот процесс? Вопрос – во сколько дети начинают говорить, волнует каждого родителя в определенный период жизни малыша. Только рождаясь, новый человек учится издавать звуки, но полноценные слова он выговаривает намного позже и происходит это всегда неожиданно.

Источник: https://womanadvice.ru/kak-razvit-pamyat-u-rebenka-lyubogo-vozrasta-3-luchshih-metoda

10 простых способов улучшить память ребенка

Как развивать память у ребенка

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить.

    Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

    Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей.

    Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.

Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию.

Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте.

Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

 Наталья Обрядина

​P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/147775-10-prostyh-sposobov-uluchshit-pamyat-rebenka

НеБолеем
Добавить комментарий