Сердечный тон

Сердечные тоны: понятие, аускультация, о чем говорят патологические

Сердечный тон

© Баландина Анна Борисовна, врач терапевтического отделения, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Каждый знаком со священнодействием врача в момент осмотра пациента, которое научным языком называется аускультация. Доктор прикладывает к груди мембрану фонендоскопа и внимательно вслушивается в работу сердца. Что он слышит и какими специальными знаниями он обладает, чтобы понимать услышанное, разберемся ниже.

Тоны сердца – это звуковые волны, возникающие в результате работы сердечной мышцы и клапанов сердца. Их можно услышать, если приложить фонендоскоп или ухо к передней грудой стенке. Чтобы получить более детальную информацию, доктор выслушивает тоны в специальных точках, поблизости от которых находятся клапаны сердца.

Сердечный цикл

Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

схема: сердечный цикл

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки.

Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий.

Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.

Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков.

Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются.

Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола, после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Образование тонов

Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:

1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:

  • Вибрации напряженных волокон миокарда;
  • Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
  • Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:

  • Схлопывания створок аортального клапана:
  • Схлопывания створок клапана легочного ствола.

Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью.

Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).

4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.

точки аускультации сердца

В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды.

Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины.

Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.

Изменения тонов

Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:

  1. Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
  2. Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:

изменения тонов сердца, характерные для определенных нарушений

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название.

Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела»: хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон.

Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.

Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:

  • Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, тахикардии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, атеросклерозе, уплотнении стенки аорты.

Аритмичные тоны говорят о нарушении в проводящей системе сердца.

Сердечные сокращения возникают с различными интервалами, так как не каждый электрический сигнал проходит через всю толщу миокарда.

Тяжелая атриовентрикулярная блокада, при которой работа предсердий не согласована с работой желудочков приводит к появлению «пушечного тона». Он обусловлен одномоментным сокращением всех камер сердца.

Раздвоение тона – это замещение одного продолжительного звука двумя короткими. Оно связано с рассинхронизацией работы клапанов и миокарда. Раздвоение первого тона возникает из-за:

  1. Неодновременного закрытия митрального и трехстворчатого клапанов при митральном/трикуспидальном стенозе;
  2. Нарушения электрической проводимости миокарда, по причине которого предсердия и желудочки сокращаются в разное время.

Раздвоение второго тона связано с расхождением по времени схлопывания створок аортального и легочного клапанов, что говорит об:

При ИБС изменения тонов сердца зависят от стадии заболевания и произошедших изменений в миокарде. В начале болезни патологические изменения выражены слабо и тоны сердца остаются нормальными в межприступный период.

Во время приступа они становятся приглушенными, неритмичными, может появляться «ритм галопа».

Прогрессирование болезни приводит к стойкой дисфункции миокарда с сохранением описанных изменений даже вне приступа стенокардии.

Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы.

Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению.

Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.

: аускультация тонов сердца, основные и дополнительные тоны

Источник: https://sosudinfo.ru/serdce/serdechnye-tony/

Сердечные тоны — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Сердечный тон
Для того, что чтобы обеспечить эффективный кровоток, все структуры сердца работают согласованно и последовательно, Длительность одного цикла в покое (примерно при 60 ударах в минуту) составляет 0, 9 секунды. Цикл состоит из двух фаз: сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

ё

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки. Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий.

Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.

Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков.

Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются.

Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола, после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Справка

При нормальной частоте сердечных сокращений (60 в минуту) тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Между первым тоном и вторым проходит примерно 0, 3 секунды, а между вторым и следующим – 0, 6 секунды.

Каждый тон хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины.

Третий и четвертый тоны прослушиваются после второго – в диастолической фазе сердечного цикла.

Звуковые колебания, которые улавливаются электронными и аппаратами и человеческим ухом при использовании специальных устройств, создаются растяжением и сокращением волокон миокарда, движением створок клапанов и шумовым эффектом струи крови.

Выделяют 4 сердечных тона:

Первый сердечный тон образуется во время сокращения сердечной мышцы. Формирование первого тона обусловлено:

  • вибрацией напряженных волокон миокарда;
  • шумом схлопывания створок предсердно-желудочковых клапанов;
  • вибрацией стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

Первый тон по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

Второй сердечный тон образуется после первого через короткий промежуток времени, составляющий примерно 0, 3 секунды. Второй тон формируется в результате:

  • схлопывания створок аортального клапана:
  • схлопывания створок клапана легочного ствола.

Второй тон звучный, чем первый. Пауза после второго тона более длинная – в среднем в два раза больше, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

https://www.youtube.com/watch?v=y-lNpHYvLjk

Третий и четвертый сердечные тоны не является обязательным, даже в норме они могут отсутствовать и это не считается патологий. Третий тон создается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Четвертый сердечный тон появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью.

Существует две основные группы причин, по которым ослабленные или приглушенные сердечные тоны могут отличаться от нормы:

Физиологические, связанные с особенностями конкретного человека и его функциональным состоянием. Это может проявляться у полных людей, у которых тоны могут быть приглушенными из-за толстой кожно-жировой прослойки.

Патологические, возникающие при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Они могут быть вызваны сужением атриовентрикулярного отверстия и уплотнением его створок, что приводит к появлению щелкающего первого тона из-за того, что плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации могут быть вызваны:

  • диффузным поражением миокарда со снижением его способности сокращаться – обширным инфарктом миокарда, миокардитом, атеросклеротическим кардиосклерозом;
  • выпотным перикардитом;
  • ухудшением проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфиземой легких, пневмотораксом.

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации может дать довольно точную характеристику изменениям в сердечной деятельности:

  • приглушение первого тона на верхушке сердца может быть вызвано миокардитом, склерозом сердечной мышцы, частичным разрушением или недостаточностью атриовентрикулярных клапанов;
  • приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или сужении (стенозе) ее устья;
  • приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о стенозе его устья.

Справка

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит специфичный характер, что получает отдельное название. Так, при заболевании митральным стенозом характерен хлопающий первый тон, который сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон. Такой сердечный ритм называют «ритмом перепела».

При тяжелом поражении миокарда возникает, так называемый «ритм галопа» – трех- или четырехчленный ритм. Дополнительный тон и колебания возникают вследствие быстрого растягивания кровью истонченных стенок желудочка.

Существует две основные группы причин, по которым отмечается усиление сердечных тонов по сравнению с нормой у детей и у астеничных людей.

Физиологические. Усиление сердечных тонов у детей и у чрезмерно худых (астеничных) людей может быть вызвано особенностями физиологического строения тела, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа.

Патологические. Увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации может быть вызвано патологическими проблемами:

  • громкий первый тон на верхушке возникает при тахикардии или сужении левого атриовентрикулярного отверстия, а также склерозе створок митрального клапан, ;
  • громкий второй тон во 2-м межреберье слева может свидетельствовать о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • громкий второй тон во 2-м межреберье слева может свидетельствовать от повышении давления в аорте, атеросклерозе или уплотнении стенок аорты.

Наличие аритмичных тонов свидетелсьвует о нарушении в проводящей системе сердца.

При этом сердечные сокращения возникают с различными интервалами, вследствие того, что не каждый электрический сигнал проходит через всю толщу миокарда.

Тяжелая атриовентрикулярная блокада, при которой работа предсердий не согласована с работой желудочков приводит к появлению «пушечного тона», обусловленным одномоментным сокращением всех камер сердца.

Раздвоение тона – это замещение одного продолжительного звука двумя короткими. Это изменение сердечной деятельнотси связано с рассинхронизацией работы клапанов и миокарда и возникает при:

  • неодновременном закрытии митрального и трехстворчатого клапанов при митральном/трикуспидальном стенозе;
  • нарушении электрической проводимости миокарда, из-за которого предсердия и желудочки сокращаются в разное время.

Раздвоение второго тона связано с расхождением по времени схлопывания створок аортального и легочного клапанов, что может быть вызвано несколькими причинами:

  • избыточным давлением в малом круге кровообращения;
  • артериальной гипертензией;
  • гипертрофией левого желудочка при митральном стенозе, вследствие чего его систола заканчивается позже и аортальный клапан закрывается с опозданием.

Справка

При ишемической болезни сердца (ИБС) изменения тонов сердца зависят от стадии заболевания и произошедших изменений в миокарде.

В начале болезни патологические изменения выражены слабо и тоны сердца остаются нормальными в межприступный период. Во время приступа они становятся приглушенными, неритмичными, может появляться «ритм галопа».

Прогрессирование болезни приводит к стойкой дисфункции миокарда с сохранением описанных изменений даже вне приступа стенокардии.

Нужно иметь ввиду, что изменение характера тонов сердца не всегда говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы. К появлению добавочных тонов или к их приглушению приводят лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и некоторые другие причины приводят к изменению сердечного ритма.

Источник: https://megabook.ru/article/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B

Тоны сердца — Медицинская энциклопедия

Сердечный тон

То́ны сердца

Звуковое проявление механической деятельности сердца, определяемое при аускультации как чередующиеся короткие (ударные) звуки, которые находятся в определенной связи с фазами систолы и диастолы сердца. Т. с.

образуются в связи с движениями клапанов сердца, хорд, сердечной мышцы и сосудистой стенки, порождающими звуковые колебания. Выслушиваемая громкость тонов определяется амплитудой и частотой этих колебаний (см. Аускультация). Графическая регистрация Т. с. с помощью фонокардиографии показала, что по своей физической сущности Т. с.

являются шумами, а восприятие их как тонов обусловлено кратковременностью и быстрым затуханием апериодических колебаний.

Большинство исследователей различает 4 нормальных (физиологических) Т. с., из которых I и II тоны выслушиваются всегда, a III и IV определяются не всегда, чаще графически, чем при аускультации (рис.).

I тон выслушивается как достаточно интенсивный звук над всей поверхностью сердца. Максимально он выражен в области верхушки сердца и в проекции митрального клапана. Основные колебания I тона связаны с закрытием атриовентрикулярных клапанов; участвуют в его образовании и движениях других структур сердца.

На ФКГ в составе I тона выделяют начальные низкоамплитудные низкочастотные колебания, связанные с сокращением мышц желудочков; главный, или центральный, сегмент I тона, состоящий из колебаний большой амплитуды и более высокой частоты (возникающих вследствие закрытия митрального и трехстворчатого клапанов); конечную часть — низкоамплитудные колебания, связанные с открытием и колебанием стенок полулунных клапанов аорты и легочного ствола. Общая продолжительность I тона колеблется в пределах от 0,7 до 0,25 с. На верхушке сердца амплитуда I тона в 11/2—2 раза больше амплитуды II тона. Ослабление I тона может быть связано со снижением сократительной функции мышцы сердца при инфаркте миокарда, миокардите, но особенно резко оно выражено при недостаточности митрального клапана (тон может практически не выслушиваться, замещаясь систолическим шумом). Хлопающий характер I тона (повышение и амплитуды, и частоты колебаний) чаще всего определяется при митральном стенозе, когда он обусловлен уплотнением створок митрального клапана и укорочением их свободного края при сохранении подвижности. Очень громкий («пушечный») I тон возникает при полной атриовентрикулярной блокаде (см. Блокада сердца) в момент совпадения по времени систолы независимо от сокращающихся предсердий и желудочков сердца.

II тон также выслушивается над всей областью сердца, максимально — на основании сердца: во втором межреберье справа и слева от грудины, где его интенсивность больше, чем I тона. Происхождение II тона связано в основном с закрытием клапанов аорты и легочного ствола.

В его состав входят также низкоамплитудные низкочастотные колебания, возникающие в результате открытия митрального и трехстворчатого клапанов. На ФКГ в составе II тона выделяют первый (аортальный) и второй (легочный) компоненты. Амплитуда первого компонента в 11/2—2 раза больше амплитуды второго.

Интервал между ними может достигать 0,06 с, что воспринимается при аускультации как расщепление II тона. Оно может быть дано с физиологическим асинхронизмом левой и правой половин сердца, что наиболее часто встречается у детей.

Важной характеристикой физиологического расщепления II тона является его изменчивость по фазам дыхания (нефиксированное расщепление).

Основой патологического или фиксированного, расщепления II тона с изменением соотношения аортального и легочного компонентов могут быть увеличение длительности фазы изгнания крови из желудочков и замедление внутрижелудочковой проводимости.

Громкость II тона при его аускультации над аортой и легочным стволом примерно одинакова; если она преобладает над каким-либо из этих сосудов, говорят об акценте II тона над этим сосудом. Ослабление II тона связано чаще всего с разрушением створок аортального клапана при его недостаточности или с резким ограничением их подвижности при выраженном аортальном стенозе. Усиление, а также акцент II тона над аортой возникает при артериальной гипертензии в большом круге кровообращения (см. Гипертензия артериальная), над легочным стволом — при гипертензии малого круга кровообращения (Гипертензия малого круга кровообращения).

Ill тон — низкочастотный — воспринимается при аускультации как слабый, глухой звук. На ФКГ определяется на низкочастотном канале, чаще у детей и спортсменов.

В большинстве случаев он регистрируется на верхушке сердца, и его происхождение связывают с колебаниями мышечной стенки желудочков вследствие их растяжения в момент быстрого диастолического наполнения. Фонокардиографически в ряде случаев различают лево- и правожелудочковый III тон.

Интервал между II и левожелудочковым тоном составляет 0,12—15 с. От III тона отличают так называемый тон открытия митрального клапана — патогномоничный признак митрального стеноза. Наличие второго тона создает аускультативную картину «ритма перепела».

Патологический III тон появляется при сердечной недостаточности (Сердечная недостаточность) и обусловливает прото- или мезодиастолический ритм галопа (см. Галопа ритм). Ill тон лучше выслушивается стетоскопической головкой стетофонендоскопа или методом непосредственной аускультации сердца ухом, плотно приложенным к грудной стенке.

IV тон — предсердный — связан с сокращением предсердий. При синхронной записи с ЭКГ регистрируется у окончания зубца Р.

Это слабый, редко выслушиваемый тон, регистрирующийся на низкочастотном канале фонокардиографа в основном у детей и спортсменов.

Патологически усиленный IV тон обусловливает при аускультации пресистолический ритм галопа. Слияние III и IV патологических тонов при тахикардии определяют как «суммационный галоп».

Ряд дополнительных систолических и диастолических тонов (щелчков) определяется при Перикардите, плевроперикардиальных сращениях, пролапсе митрального клапана.

Изменения тонов сердца, как и появление сердечных шумов (Сердечные шумы), имеют важное значение для диагностики пороков сердца (см. Пороки сердца приобретенные (Пороки сердца приобретённые)).

Библиогр.: Кассирский Г.И. Фонокардиография при врожденных и приобретенных пороках сердца, Ташкент 1972, библиогр.; Соловьев В.В. и Кассирский Г.И. Атлас клинической фонокардиографии, М., 1983; Фитилева Л. М Клиническая фонокардиография, М., 1968; Холльдак К. и Вольф Д. Атлас и руководство по фонокардиографии и смежным механокардиографическим методам исследования, пер с нем., М., 1964.

Схематическое изображение синхронно зарегистрированных фонокардиограммы (внизу) и электрокардиограммы (вверху) в норме: I, II, III, IV — соответствующие тоны сердца; а — начальный компонент I тона, б — центральный сегмент I тона; в — конечный компонент I тона; А — аортальный компонент II тона; Р — легочный компонент II тона.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0

1

Сердечный тон
    1. Основные тоны.    2. Дополнительные тоны.    3. Ритмы галопа.    4. Щелчки.

    Тоны сердца подразделяются на основные и дополнительные.

    1. Основные тоны сердца

Основных тонов сердца два: первый и второй.

    Первый тон ( систолический) связан с систолой левого и правого желудочков, второй тон (диастолический) – с диастолой желудочков.

    Первый тон образован, главным образом, звуком закрытия митрального и трикуспидального клапанов и в меньшей мере звуком сокращающихся желудочков, а иногда и предсердий. 1 тон воспринимается ухом как единый звук. Его частота у здоровых колеблется от 150 до 300 герц, продолжительность от 0.12 до 018 секунды.

    Второй тон вызван звучанием полулунных клапанов аорты и легочной артерии при   их захлопывании в начале фазу диастолы желудочков. По звучанию он выше и короче первого тона (250-500 герц, 0.08-0.12 с.).

    На верхушке первый тон звучит несколько громче второго, на основании сердца – второй тон громче первого.

    Прослушайте звучание тонов сердца в разных точках аускультации.

    Первый и второй тон могут изменяться по громкости (усиленный-громкий, ослабленный-глухой), по структуре ( расщепленный, раздвоенный).

    Звучание тонов сердца зависит от силы и скорости сокращения мышцы сердца, наполнения желудочков, состояния клапанного аппарата. Среди практически здоровых людей более громкие тоны бывают у людей нетренированных, лабильных, что связано с более частым ритмом и относительно меньшим диастолическим наполнением, чем у тренированных.

    На звучание тонов оказывают влияние многие внесердечные факторы. Чрезмерное развитие подкожной клетчатки, эмфизема легких, левосторонние экссудативные плевриты и гидротораксы приглушают тоны сердца, а большой газовый пузырь желудка, полость в околосердечной области, пневмоторакс могут вследствие резонанса увеличить громкость тонов.

    Усиление первого тона может наблюдаться при эмоциональном возбуждении( ускорение выброса вследствие адреналового воздействия), экстрасистолии  (недостаточное наполнение желудочков), тахикардии.

    Послушайте громкий 1 тон сердца у больной с нейроциркуляторной  

       дистонией.

Ослабленный (приглушенный) первый тон наблюдается при поражении мышцы сердца и, связанной с этим, уменьшением скорости ее сокращения ( кардиосклероз, миокардит), при изменении митрального и/или трикуспидального клапанов (укорочении и утолщение створок при ревматизме, инфекционном эндокардите, реже – атеросклерозе).

    Прослушайте ослабленный первый тон у больного миокардитом.

     Особое диагностическое значение имеет хлопающий первый тон. Хлопающий первый тон является патогномоничным признаком стеноза левого или правого атриовентрикулярного отверстия.

При таком стенозе вследствие увеличения диастолического предсердно-желудочкового градиента давления, образующаяся вследствие сращения створок клапана воронка, при диастоле вдавливается в сторону желудочка, а при систоле выворачивается в сторону предсердия, издавая своеобразный хлопающий звук. Важно уметь различать хлопающий 1 тон от громкого. Хлопающий первый тон не только громкий, но и более высокий по частоте (до 1000-2000 герц) и короткий по продолжительности (0.08-0.12 с.), тогда как громкий от обычногоразличается только силой звучания. (См. спектрограмму)

Послушайте хлопающий первый тон у больного стенозом левого  атрио-вентрикулярного отверстия (митральный стеноз).

       Усиление второго тона (акцент 2 тона) чаще всего связано с повышением давления в аорте (акцент 2 тона на аорте), легочной артерии (акцент 2 тона на легочной артерии). Увеличение громкости 2 тона может наступить при краевом склерозе полулунных клапанов, но при этом звук может приобретать металлический оттенок.     Напоминаю, что акцент 2 тона определяется путем сравнения громкости 2 тона на аорте и легочной артерии.  

    Прослушайте акцент 2 тона на аорте у больного с артериальной гипертензией.

    Ослабление второго тона может наблюдаться при коллапсе, но главным образом при   недостаточности полулунных клапанов аорты (ослабление второго тона на аорте) или легочной артерии (ослабление второго тона на легочной артерии).

    При неодновременном сокращении левого и правого желудочка появляется раздвоение первого и/или второго тона. Причиной неодновременного сокращения может быть перегрузка одного из желудочков, нарушение проводимости по ножкам Гиса, нарушение сократимости мышцы сердца. Кроме раздвоения, может наблюдаться расщепление тонов сердца.

Раздвоение от расщепления отличается степенью расхождения составляющих тона. При раздвоении промежуток между разошедшимися частями тона равен или превышает 0,04 секунды, а при расщеплении – меньше 0.04 с., что воспринимается ухом как неопределенная неоднородность тона.

В отличие от раздвоения тона, причиной которого чаще всего является патология, расщепление может наблюдаться у практически здоровых людей.

    Прослушайте раздвоение первого тона у больного с блокадой правой ножки пучка Гиса.

          Теперь прослушайте раздвоение 2 тона на легочной артерииу больного с легочной гипертензией

    2. Дополнительные тоны сердца.

    У некоторых людей как практически здоровых, так и при патологии, могут прослушиваться, кроме основных тонов, дополнительные тоны сердца: третий и четвертый.

    Третий тон связан со звучанием мышцы желудочков, чаще левого,  в фазу быстрого расслабления  протодиастолы сердца. Потому третий тон называют протодиастолическим тоном. Четвертый тон связан со звучанием предсердий при их систоле. Так как систола предсердий происходит в фазу пресистолы желудочков, 4 тон называют пресистолическим.

    3 и 4 тон может прослушиваться как у здоровых людей, так и при различной, иногда тяжелой патологии сердца. Дополнительные тоны у здоровых людей Йонаш (Йонаш, 1968) назвал “невинными” тонами.

3. Ритмы галопа

    С появлением дополнительных тонов сердца и их взаимоотношением с основными тонами связаны ритмы галопа.

    Различают:

– протодиастолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 3 тонов;– пресистолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 4 тонов;– четырехтактный ритм: сочетание 1, 2, 3, и 4 тонов;– суммационный ритм галопа: имеются 4 тона, но вследствие тахикардии диастола    настолько укорачивается, что 3 и 4 тоны сливаются в один тон.

    Для врача важно уметь различать “невинные” трехчленные ритмы у здоровых от   патологических ритмов галопа.

    Наибольшее значение имеет различие и правильная трактовка протодиастолического ритма галопа.

    Признаки “невинного” протодиастолического ритма галопа:

– нет других признаков патологии сердца; – дополнительный тон глухой (тихий), низкочастотный. Он значительно слабее основных тонов; – трехчленный ритм слышен на фоне обычной частоты или брадикардии; – возраст до 30 лет.  

     Протодиастолический патологический ритм галопа всегда серьезный, угрожающий признак нарушения сократимости сердца, “крик сердца о помощи”

  Такой ритм может быть у больных с инфарктом миокарда, злокачественным миокардитом Фидлера, идиопатической кардиомиопатией. Признаками патологического протодиастолического ритма  галопа являются: – признаки тяжелой патологии сердца; – относительно громкий 3 тон, превышающий по громкости основные тоны    сердца(акцент на 3 тоне); – трехчленный ритм на фоне тахикардии; – возраст свыше 30 лет.

    Суммационный ритм галопа прогностически столь же грозен, как и протодиастолический.

Патологическое и прогностическое значение пресистолического ритма галопа менее значимо, чем протодиастолического и суммационного. Такой ритм галопа иногда может быть у практически здоровых людей при небольшом увеличение атрио-вентрикулярной проводимости на фоне брадикардии, но может наблюдаться и у больных с атрио-вентрикулярной блокадой 1 степени.

    Признаки “невинного” пресистолического ритма галопа:

– отсутствие признаков патологии сердца, кроме умеренного удлинения PQ (до  0.20); – 4 тон глухой, значительно слабее основных тонов; – склонность к брадикардии; –  возраст менее 30 лет.

      При наличии четырехтактного ритма подход должен быть сугубо индивидуальным.

       Прослушайте ребенка с “невинным” протодиастолическим ритмом галопа.

       Теперь прослушайте патологический протодиастолический ритм галопа у больного с идиопатической застойной кардиомиопатией.

       Прослушайте пресистолический ритм галопа.

 

   Прослушайте больного инфарктом миокарда с суммационным ритмом галопа

 

       Прослушайте четырехтактный ритм.

    4 . Патологические тоны и щелчки.

    Наибольшее диагностическое значение имеет тон (щелчок) открытия митрального (трикуспидального) клапана – opening snap.

    У здоровых людей митральный и трикуспидальный клапаны открываются в период протодиастолы, через 0.10-0.12 секунды после 2 тона, но предсердно-желудочковый градиент давления столь мал (3-5 мм рт.ст.), что они открываются бесшумно.

При митральном или трикуспидальном стенозе градиет предсердно-желудочкового давления увеличивается в 3-5 и более раз и клапаны открываются с такой силой, что появляется звук – тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана.

    Тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана высокий, превышает по частоте 2 тон (до1000 герц), слышен сразу за 2 тоном, на расстоянии 0,08-0.12 с. от него.

Причем, чем больше предсердно-желудочковый градиет давления и, следовательно, стеноз, тем ближе тон открытия к 2 тону. Еще одна важная особенность: диастолический шум, характерный для митрального стеноза, начинается не от 2 тона, а от тона открытия.

В сочетании с хлопающим 1 тоном и пресистолическим шумом, тон открытия составляет ритм перепела.

    Тон открытия митрального (трикуспидального) клапана является патогномоничным признаком митрального (трикуспидального) стеноза. Тон открытия митрального клапана лучше прослушивается по линии, соединяющей верхушку с 5 точкой, а тон открытия трехстворки – в 4 точке аускультации или в проекции трехстворки по срединной линии.

   Прослушайте тон открытия митрального клапана у больного митральным стенозом.

    Систолический щелчок.

    У некоторых людей, часто считающих себя здоровыми, в фазу систолы: посредине или ближе ко 2 тону, слышен сильный короткий как удар хлыста звук – систолический щелчок.

Такой щелчок может быть связан с пролапсом (прогибанием) митрального клапана, с аномалией митральных хорд (синдром свободной хорды).

При пролапсе после щелчка часто слышен убывающий короткий систолический шум, тогда как при синдроме свободной хорды такого шума нет.

    Прослушайте систолический щелчок у больного с митральным пролапсом.

    Протодиастолический щелчок, перикард-тон.

Изредка у людей, перенесших плеврит, перикардит возникают спайки с аортой, которые вызывают при сокращении сердца, обычно слышимый на основании сердца в фазу протодиастолы (сразу за 2 тоном),  щелкающий звук. Надо сказать, что причина таких щелчков на основании сердца не всегда ясна.

    Прослушайте протодиастолический щелчок у больного, перенесшего базальный перикардит.

           К разделу: “Шумы сердца”       

На основную страницу

 

Источник: http://www.fesmu.ru/www2/poltxt/u0005/toni%20serdza/ton.serdza.htm

Тоны сердца. Причины возникновения первого и второго тонов сердца

Сердечный тон

Функция клапанов сердца изложена в наших статьях раздела физиология челока, где подчеркивается, что звуки, слышимые ухом, возникают при захлопывании клапанов. И наоборот, когда клапаны открываются, звуки не слышны.

В данной статье мы прежде всего обсудим причины возникновения звуков во время работы сердца в нормальных и патологических условиях.

Затем дадим объяснение тем гемодинамическим сдвигам, которые возникают вследствие нарушения функции клапанов, а также при врожденных пороках сердца.

При выслушивании стетоскопом здорового сердца обычно слышны звуки, которые можно описать как «бу, туп, бу, туп».

Сочетание звуков «бу» характеризует звук, возникающий при закрытии атриовентрикулярных клапанов в самом начале систолы желудочков, который называют первым тоном сердца.

Сочетание звуков «туп» характеризует звук, возникающий при закрытии полулунных клапанов аорты и легочной артерии в самом конце систолы (в начале диастолы) желудочков, который называют вторым тоном сердца.

Причины возникновения первого и второго тонов сердца. Самым простым объяснением возникновения тонов сердца является следующее: створки клапанов «схлопываются», и появляется вибрация или дрожание клапанов. Однако этот эффект незначительный, т.к.

кровь, находящаяся между створками клапанов в момент их захлопывания, сглаживает их механическое взаимодействие и предотвращает возникновение громких звуков.

Главной причиной появления звука является вибрация плотно натянутых клапанов сразу после их захлопывания, а также вибрация прилегающих участков стенки сердца и крупных сосудов, расположенных вблизи сердца.

Так, формирование первого тона можно описать следующим образом: сокращение желудочков первоначально вызывает обратный ток крови в предсердия к месту расположения А-В клапанов (митрального и трехстворчатого). Клапаны захлопываются и выгибаются в сторону предсердий, пока натяжение сухожильных нитей не остановит это движение.

Эластическое напряжение сухожильных нитей и створок клапанов отражает поток крови и направляет его опять в сторону желудочков. При этом создается вибрация стенки желудочков, плотно закрытых клапанов, а также вибрация и турбулентные завихрения в крови.

Вибрация распространяется по прилежащим тканям к грудной стенке, где с помощью стетоскопа эти колебания можно услышать как первый тон сердца.

Второй тон сердца возникает в результате захлопывания полулунных клапанов в конце систолы желудочков. Когда полулунные клапаны захлопываются, они под напором крови прогибаются в сторону же лудочков и натягиваются, а затем в силу эластической отдачи резко смещаются обратно в сторону артерий.

Это вызывает кратковременное турбулентное движение крови между стенкой артерии и полулунными клапанами, а также между клапанами и стенкой желудочка. Возникшая вибрация распространяется затем вдоль артериального сосуда по окружающим тканям вплоть до грудной стенки, где можно выслушать второй тон сердца.

Высота и продолжительность первого и второго тонов сердца. Продолжительность каждого из тонов сердца едва превышает 0,10 сек: продолжительность первого составляет 0,14 сек, а второго — 0,11 сек. Продолжительность второго тона короче, т.к. полулунные клапаны имеют большее упругое натяжение, чем А-В клапаны; их вибрация продолжается в течение короткого периода времени.

Частотные характеристики (или высота) тонов сердца показана на рисунке. Спектр звуковых колебаний включает самые низкочастотные звуки, едва превышающие предел слышимости — примерно 40 колебаний в секунду (40 Гц), а также звуки частотой до 500 Гц.

Регистрация тонов сердца с помощью специальной электронной аппаратуры показала, что большая часть звуковых колебаний имеет частоту, лежащую ниже порога слышимости: от 3-4 Гц и до 20 Гц.

По этой причине большая часть звуковых колебаний, составляющих тоны сердца, не слышны в стетоскоп, а могут быть зарегистрированы только в виде фонокардиограммы.

Второй тон сердца в норме состоит из звуковых колебаний большей частоты, чем первый тон.

Причинами этого являются: (1) большее упругое натяжение полулунных клапанов по сравнению с А-В клапанами; (2) более высокий коэффициент упругости у стенок артериальных сосудов, формирующих звуковые колебания второго тона, чем у стенок желудочков, формирующих звуковые колебания первого тона сердца. Эти особенности используют клиницисты для различения первого и второго тонов сердца при выслушивании.

– Также рекомендуем “Четвертый тон сердца. Выслушивание тонов сердца”

Оглавление темы “Проявления сердечной недостаточности. Шумы сердца”:
1. Кардиогенный шок. Физиология лечения кардиогенного шока
2. Отеки при сердечной недостаточности. Причины отеков при сердечной недостаточности
3. Острый отек легких. Порочный круг отека легких
4. Резервные возможности сердца. Анализ сердечной недостаточности
5. Анализ декомпенсированной сердечной недостаточности. Дигиталис при сердечной недостаточности
6. Сердечная недостаточность с высоким выбросом и его анализ
7. Тоны сердца. Причины возникновения первого и второго тонов сердца
8. Четвертый тон сердца. Выслушивание тонов сердца
9. Рубцовая деформация клапанов. Шум при пороках аортального клапана
10. Систолический шум при митральных пороках. Гипертрофия левого желудочка при пороке

Источник: https://meduniver.com/Medical/Physiology/663.html

НеБолеем
Добавить комментарий